Претензия по договору перевозки: как правильно оформить и взыскать ущерб

Договор перевозки предусматривает ответственность перевозчика за сохранность груза. Но что делать, если во время транспортировки груз был поврежден, утрачен или испорчен? В таких случаях грузоотправитель или грузополучатель вправе предъявить перевозчику претензию с требованием возмещения ущерба. Рассмотрим, как правильно составить и оформить претензию по договору перевозки, чтобы взыскать компенсацию.

Основания для претензии по договору перевозки

Согласно ст. 796 ГК РФ, перевозчик несет ответственность за несохранность груза после его принятия для перевозки и до выдачи грузополучателю. Причиной повреждения или утраты может быть:

  • нарушение температурного режима при транспортировке скоропортящихся грузов;
  • механические повреждения из-за небрежной погрузки/выгрузки, ударов, тряски в пути;
  • намокание груза из-за негерметичности транспорта или упаковки;
  • хищение груза в пути по вине перевозчика и др.

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что ущерб причинен вследствие обстоятельств непреодолимой силы, свойств груза или умысла грузовладельца.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, составляет один год с момента, когда груз должен был быть выдан (ст. 797 ГК РФ).

Порядок предъявления претензии по договору перевозки

Чтобы взыскать ущерб за утрату или повреждение груза во внесудебном порядке, грузовладелец должен направить перевозчику обоснованную претензию. Претензионный порядок урегулирования спора является обязательным (ст. 797 ГК РФ).

Претензия по договору перевозки груза составляется в произвольной форме, но должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  • дату и номер претензии;
  • полное наименование или ФИО перевозчика (ответчика), его реквизиты;
  • полное наименование или ФИО грузовладельца (истца), его контактные данные;
  • предмет претензии: обстоятельства доставки груза, характер и размер повреждений, количество утраченного груза;
  • доказательства прав грузовладельца на груз: копия товарно-транспортной накладной, платежных документов по договору, сертификатов на груз и т.п.;
  • документы, подтверждающие ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательств: фотографии повреждений, коммерческий акт, акт экспертизы и др.;
  • сумма причиненного ущерба, подтвержденная документально;
  • требование о возмещении убытков в указанном размере;
  • срок для ответа на претензию – от 10 до 30 дней с даты ее получения;
  • перечень приложенных документов;
  • подпись грузовладельца или его представителя.

К претензии прикладывают копии подтверждающих документов. Претензию отправляют заказным письмом с уведомлением или вручают нарочным. Если в указанный срок требования не будут удовлетворены добровольно, грузовладелец может обратиться с иском в суд.

Особенности претензии при международной перевозке

При международной перевозке грузов действуют правила Конвенции КДПГ. Срок исковой давности – 9 месяцев. Претензионный порядок также обязателен.

Претензия составляется на языке договора перевозки или английском языке. Оригиналы документов заверяются апостилем. Суммы ущерба указываются в валюте платежа по договору перевозки.

Ответ на претензию должен последовать в течение 3 месяцев с даты ее получения перевозчиком в письменной форме.

Таким образом, соблюдение претензионного порядка – обязательное условие для возмещения убытков от утраты, недостачи или повреждения груза по договору перевозки. Правильно составленная претензия позволит взыскать сумму ущерба во внесудебном порядке или станет весомым доказательством при рассмотрении спора в суде.

Пример претензии по договору перевозки

Руководителю: (Название организации, адрес)

Заявитель: (ФИО, адрес, телефон)

ПРЕТЕНЗИЯ

Согласно   заключенному  между  нашими  организациями  договору перевозки  груза  от  (указать дату). Вы обязались перевезти груз – __________в количестве 100 штук – по маршруту (указать откуда и куда).

Груз  перевозился  по  накладной  № ___________ от _______20___ г. автомобилем марки ________, государственный регистрационный знак _________.

Груз   был   принят  для  перевозки  в  надлежащем  состоянии.  В результате  транспортировки часть груза – ____________________ – пришла в негодность. На складе у  грузополучателя  ООО  (указать название фирмы) (указать дату) г. был составлен акт о несохранной перевозке.

Стоимость поврежденного груза составила 100 000 рублей согласно ценам, указанным в накладной.

Поскольку  товар  не  может  быть  использован  по  его прямому назначению и утратил свой товарный вид (акт независимого эксперта от (указать дату),  ООО  (указать название фирмы) причинен  вред  на сумму 100 000 (сто тысяч) рублей.

Предлагаем  Вам  в течение 7 дней с момента получения претензии перечислить на расчетный счет сумму причиненного вреда в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Наши реквизиты:

Приложение:


– товарно-транспортная накладная;

 – акт;

 – расчет ущерба.

Директор ООО (указать название фирмы) (указать ФИО), подпись, дата

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх